ГЛАВНАЯ

КИНО

ТЕАТР

ЖИВОПИСЬ

ЛИТЕРАТУРА

фильмы

ИСКУССТВО ВОЛГОГРАДА

ПРЕССА

спектакли ТЮЗа

"ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ"

в ролях:
Юлия Мельникова - Даша
Григорий Чернявский - Лешка
Василий Каменецкий - отец Даши
Маргарита Ланцева - мать Даши
Анатолий Атанов - отец Леньки
Андрей Селиверстов - Пес
Елена Бабкина - Корова
Наталья Мелещенко - Лошадь
Александра Левина - Свинья
Евгений Жданов - Петух
Олег Шулепов - пасечник


От свиньи до Ангела небесного
Проходят путь актеры Волгоградского ТЮЗа

Пьеса молодого драматурга Марии Ладо "Очень простая история" - сегодня одна из самых популярных в России. Несколько лет назад она стала главным событием конкурса на лучшую театральную сказку и теперь "гордо шествует" по стране. Ее поставили уже почти 80 театров. Она идет в Москве и Санкт-Петербурге. Ее репетируют в Иваново и Ростове-на-Дону. И будет неудивительно, если в скором времени все российские театры включат ее в свой репертуар. Волгоградский ТЮЗ так же не смог устоять перед ее обаянием. В День защитника Отечества режиссер театра Альберт Авходеев подарил волгоградцам свой вариант сочинения Марии Ладо.

История действительно очень простая, почти шекспировская... Живут в российской глубинке Алеша и Даша. Они любят друг друга, но тайком от родителей, потому что те, мягко говоря, не дружат. Да и какая может быть дружба, если отец Даши - деловой мужик, а родитель Алеши - голодранец и пьяница. Влюбленные, разумеется, встречаются тайно: на Дашиной территории, в сарае, где содержатся животные. И первым о том, что хозяйская дочка беременна, узнает домашний скот.

Это тоже очень простая история, почти библейская. Ведь все мы в курсе, КТО родился в овечьих яслях! А потом о ребенке становится известно родителям девушки. И животные, для которых процесс размножения дело святое, слышат незнакомое и зловещее слово "аборт". А когда "братья наши меньшие" узнают от свиньи, заколотой на их глазах и прилетевшей к ним ангелом небесным, что аборт - это искусственное прерывание беременности, то они становятся "братьями нашими старшими" и спасают человеческого детеныша. Кстати, с помощью одного из его дедов, голодранца и пьяницы.

Вот здесь-то, как говориться, собака и зарыта. Вот в чем главная, на мой взгляд, интрига пьесы. Никому не нужный, презираемый даже собственным сыном, пропойца оказывается выше не только своих более удачливых соседей, но и деревенских Ромео и Джульетты, неспособных защитить плод своей любви. Он единственный равен здесь животным, готовым умереть, чтобы стать ангелом-хранителем еще не родившегося дитя. Правда, как утверждает в пьесе свинья, очень мало среди людей ангелов: в основном дети... Не захотев застрелить старую клячу по кличке Сестренка, "никчемный мужик" убивает себя. И, о чудо, пьяницу Бог обращает в ангела...

Неудивительно, что это пьеса, по словам Альберта Авходеева, пожаром идет по стране. В погоне за успехом мы так себя загнали, что все перевернули с ног на голову: не поймешь, где зло, где добро. А Мария Ладо своей историей возвращает нас на землю, в хлев, к животным, которые счастливее нас, потому что, в отличие от людей, живут по законам мудрой и вечной природы...

Знаете, в хлеве, который придумала Волгоградскому ТЮЗу нижегородская художница Наталья Белова, я бы жить согласилась. В начале спектакля он ассоциируется с белым ульем. Тем более что в самом начале действа по помосту, перекинутому через партер (чтобы зритель чувствовал себя участником действа), идет пасечник (Олег Шулепов), размахивая во все стороны дымарем. А в финале спектакля сарай уже видится белоснежным храмом. На его крыше в чугунки, словно в колокола звонят ставшие ангелами персонажи спектакля, под "руководством" все того же пасечника. Только теперь он кажется нам Богом, а его дымарь - кадилом... Пасечника, правда, нет в пьесе. Это действующее лицо придумал Альберт Авходеев. И, по-моему, очень удачно, ведь пасека - самый райский уголок на земле.

Впрочем, удач в спектакле было немало. Это, конечно же, костюмы животных Натальи Беловой: понятно "кто есть кто", экологично и даже элегантно. Это музыка, которая в спектаклях у Авходеева всегда говорящая и всегда к месту. Вся постановка пронизана парижскими звуками аккордеона. А где Париж, там любовь. И, когда в финале на нас прямо-таки обрушивается французская песня, плавно переходящая в родной до слез колокольный звон, мы понимаем, что любовь торжествует и дитя спасено. Это актеры, исполняющие роли хозяина (Василий Каменецкий), хозяйки (заслуженная артистка России Маргарита Ланцева) и их несчастного соседа (Анатолий Атанов). Они настолько реальны, будто их откомандировали на сцену ТЮЗа из российской деревни. Убедителен в роли пса актер Андрей Селиверстов. Вспоминается знаменитое "Дай, Джим, на счастье лапу мне"… Елена Бабкина замечательно играет корову, большую, добрую, вечно беременную, "разродившуюся" в финале очаровательным теленком. Работа Бабкиной, пожалуй, лучшая в спектакле). Уставшая от жизни, "ветеран войны и труда", лошадь (Наталья Мелещенко) уютно цокает при каждом шаге, заставляя зрителя гадать, как это у нее получается.

Из молодых актеров более всех убедительна дебютантка, студентка ВГИИиКа Александра Левина. Ей приходится исполнять две роли - свиньи и ангела небесного. Особенно хороша она в роли хавроньи, романтичной, влюбленной в хозяина и мечтающей летать. Роль ангела Александре дается труднее. "Я не знаю, как играть пустоту", - говорила она на пресс-конференции перед спектаклем. Петуху в исполнении Евгения Жданова не хватило задора и вокала. Когда он напевал песни из репертуара группы "Квин" и Филиппа Киркорова хотелось большего. Петух, конечно, не соловей, но все же первый певец на деревне!

А сложнее же всего приходится Юлии Мельниковой и Григорию Чернявскому, исполнителям ролей юных влюбленных. Любовь всегда играть непросто. Актеры искренни, но чего-то им не хватает… Скорее всего, оригинального режиссерского хода. А вообще, это был первый показ спектакля, и удачные решения, подобные великолепному финалу, я надеюсь, еще впереди.

Ольга Маруга http://trans-info.volgograd.ru


Совсем не простая история

В Волгоградском ТЮЗе состоялась премьера по пьесе Марии Ладо «Очень простая история». Спектакль интересный, яркий, но вместе с тем и достаточно спорный: в основу сюжета положен конфликт вокруг неожиданной, случайной беременности главной весьма юной героини. Разворачивается «фантазия на темы житейские», как сказано в программке… Вслед событию состоялась беседа режиссера-постановщика Альберта Авходеева с театральным критиком Аристархом Андриановым.

– Альберт Анверович, какова реакция зрителей на премьерных спектаклях? Вас еще не атакуют разгневанные родители: как можно такое со сцены…

– Да нет, пока отзывы только хорошие. И реакция – сочувственная, горячая. Мы далеко не первые, поставившие эту пьесу. Она идет и в столице, и во многих театрах страны. Думаю, что эта востребованность не только из-за «горячей» темы – в пьесе есть энергетический, духовный заряд, покоряющая доброта, ощущение ценности человеческой жизни.

– Но не облегчена ли тут сама проблема? Возьмем главных героев – влюбленных Дашу и Алексея. Что говорить, молодые артисты Юлия Мельникова и Григорий Чернявский играют темпераментно, горячо и искренне. Даша и Алеша еще дети, не понимающие, что творят. Они целуются-милуются, не думая о последствиях: жениться, так жениться. А дальше-то что?

– Да, они инфантильны, согласен. В чем-то легкомысленны. Так бывает и в жизни. Но мне кажутся очень важными слова Даши: «Если вам Лешка не мил, – говорит она родителям, – я не пойду за него, но ребенка вам не отдам». Она созрела до понимания, до чувства материнства.

– Вот еще вопрос. В пьесе, на мой взгляд, многовато «размышлизмов» и маловато событий, действий. Например, животные, весьма колоритно представленные актерами Еленой Бабкиной, Александрой Левиной, Андреем Селиверстовым и другими исполнителями, фактически ничего не делают, а только рассуждают. Это мешает движению событий.

– Животные отнюдь не бездействуют. Они, прежде всего, хотят понять поступки людей, часто не отличающиеся логикой и справедливостью. А главное, они активно переживают за жизнь еще не родившегося младенца, стараются спасти его даже ценой собственной жизни. Разве это не видно?

– Но видна и произвольность сюжетных ходов. Например, почему Свинья, когда ее убили, превращается в ангела-хранителя, притом какого-то южноафриканца? Почему обязательно кто-то должен умереть, чтобы спасти того самого ребенка?

– Что ж, пьеса, может быть, далека от совершенства, но не забывайте о жанре: это же сказка! Фантазия! Притча! Уберите животных – и останется банальная житейская история…

– Да, жизнь неродившегося ребенка ценна и важна. Но вот история о жертвенном самоубийстве Соседа, которого играет Анатолий Атанов. Все говорят: так и надо, потому что он был совершенно никчемный. А ведь он воевал, он любил, и вообще, судя по всему, это был хороший и совестливый человек. Нет ли здесь противоречия в главном, о чем идет речь? И сцена, когда животные решают, кому умереть, по-моему, получилась вялой, излишне рассудочной именно по причине «нестыковки» жизни одного и смерти другого.

– А кто-то в этом месте грустит, и даже плачет… Ситуация взята из жизни, хоть и «завернута» в форму сказки. Конечно, если специально искать, блох в этой пьесе можно найти много. Но почему она сегодня так популярна? Думаю, потому, что при всей своей откровенности и жесткости, она своеобразно противостоит так называемой «кассовой» драматургии с элементами чернухи и порнографии. И здесь, в этой пьесе, заметьте, счастливый финал, несмотря на трагические ноты.

– Финал, действительно, впечатляет: вращается фантастическое сооружение в центре сцены, звонят колокола и происходят прочие чудеса. Кстати, кто это все придумал, и главное – какой смысл в такой причудливой сценографии?

– Автором сценографии и костюмов является интересный и смелый художник Наталья Белова, она же, кстати, оформляла наш спектакль «ЖБ» по Островскому. Я вообще конкретике и достоверности все больше предпочитаю нечто более обобщенное и даже символическое. Вот и здесь за основу мы взяли образ улья, ввели новый, собственный персонаж. Это Пасечник, который как бы «закручивает», запускает действие, а в финале – завершает его вместе с ангелами, устремляясь к мирозданию и вечным истинам.

– Но не архаичны ли образы? Уж больно попахивает стариной. Или и это идет от жанра народной сказки?

– Да, именно так.

– А зачем помост, ведущий в зрительный зал?

– Помост нужен мне как режиссеру. Я стремился к тому, чтобы зрители сразу вовлекались в происходящие события, чтобы «работали» их мозги и чувства.

– Скажите: насколько новый спектакль вписывается в магистральную линию нынешнего ТЮЗа и каковы перспективы этого движения?

– Конечно, мы исповедуем определенные принципы и следуем своим традициям. Все это проявилось в последних наших постановках – это «Вдовий пароход», «ЖБ», а теперь вот – «Очень простая история». Об итогах пусть судят зрители и критики. В январе мы побывали в Астрахани, где с успехом сыграли спектакль «Прилетай скорей, Лукоша!», а в конце марта собираемся в Тамбов на довольно престижный фестиваль детских и юношеских спектаклей. Приятно, что нас начинают узнавать и хотят с нами общаться и знакомиться.

Аристарх Андрианов http://www.inter-volgograd.ru


Выдержки из газетных публикаций:

«…В этом спектакле образы животных необычны. Свинья, с удовольствием «уплетающая» из ведра, или петух, вместо обычного «кукареку», исполняющий современную попсу – поверьте, это прикольно! Интересно решена сценография. Режиссер просто и оригинально выстроил на сцене 3-х-ярусную конструкцию. На первом ярусе сарай, на втором – сеновал, где можно уединиться, а с третьего – видно всё. Сцены, разыгрывающиеся в этом сарае-дворце, решены потрясающе. «Как звери спасли ребенка»

«Молодой. Свежее решение», 15.03.06 г.

« Все до одного актеры, занятые в спектакле, играют с завидной правдивостью. Дуэту молодых дебютантов Мельниковой и Чернявскому не понадобилось особых перевоплощений, ведь это история жизни их сверстников. В свою очередь старожилы ТЮЗа продемонстрировали «высший пилотаж». «Животрепещущая история»

«Волгоградская газета», 03.03.06 г.

«…Да, история простая, житейская, обыкновенная. Но написана и сыграна на таком высоком нравственном ресурсе, что сразу понимаешь: это правда, это настоящее, это наша жизнь. Только жизнь сильно забытая, очень засоренная новыми понятиями, новыми условностями. «Ангелами рождаются!»

«Областные вести»,03.03.06 г.


Главная :: Стартовой :: В избранное :: Мыло :: All rights reserved © 2006 год